О Муроме

Местное предание, зафиксированное в нескольких списках памятника XVI века «Повести о водворении христианства в Муроме», связывает основание монастыря с муромским князем Глебом Владимировичем (не позднее 1015 года). Появление монастыря на рубеже X—XI веков прочно утвердилось в российской историографии, хотя существуют и другие точки зрения на время появления обители. Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома
Монастырь основан во второй четверти XVII века (1643) муромским купцом Тарасием Борисовичем Цветновым, по мнению ряда краеведов — на месте так называемого «старого городища», где первоначально в период XI—XIII веков располагался деревянный кафедральный собор в честь святых Бориса и Глеба, а позднее существовал деревянный Свято-Троицкий храм. В 1642—1643 годах «тщанием и снисканием» Тарасия Цветнова на месте деревянного храма был возведен Свято-Троицкий каменный собор, сохранившийся до настоящего времени. В 1643 году Тарасий Цветнов просил у епископа
Повесть о Петре и Февронии Муромских — одна из вершин древнерусской литературы XVI века. Составил её в связи с канонизацией Петра и Февронии по заказу митрополита Макария некто Ермолай Прегрешный. Однако в Великие четьи-минеи Житие Петра и Февронии, как отличающееся «исключительной легендарностью», митрополит не включил — оно распространялось в качестве апокрифа. Именно из этой повести происходят почти все данные о Петре и Февронии. По мнению исследователей, в произведении объединены два народно-поэтических сюжета: волшебная сказка об
Вантовый мост через Оку
Муромский мост — вантовый мост через реку Оку в районе города Мурома Владимирской области и города Навашино Нижегородской области. Связывает Владимирскую и Нижегородскую области и несколько федеральных магистралей на трассе Владимир — Муром — Арзамас. Сдан в эксплуатацию 1 октября 2009 года российской строительной компанией «Мостотрест». На открытии присутствовал премьер-министр России В. В. Путин. Длина моста — около 1400 м. Дорожное полотно держится на вантах, которые крепятся на трёх основных опорах из монолитного железобетона высотой
Памятник Илье Муромцу работы скульптора В.М.Клыкова (самая известная его работа – памятник маршалу Г.К.Жукову в Москве) был поставлен в 1999 году в городском парке, на высоком берегу Оки. Былинный герой изображен здесь в облике богатыря-инока: в шлеме и кольчуге, из-под которой видна монашеская риза. Правой рукой он держит высоко поднятый меч, а левой – крест, прижимая его к груди. Воинственный жест Ильи Муромца не случаен − здесь, на берегу Оки, проходила в древности граница русских
Возник на месте деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, сооружение которой церковное предание приписывает святому благоверному князю Константину (Ярославу) Святославичу — младшему сыну черниговского князя Святослава Ярославича, внуку великого киевского князя Ярослава Мудрого (по мнению некоторых источников, мог быть внуком Ярослава Святославича Рязанского. В храме находилась Муромская икона Богоматери греческого письма, привезённая князем из Византии. Известно, что в этом храме молился святой епископ Василий. В 1547 году на основе местного почитания была совершено общецерковное прославление благоверного
Рядом с городской управой находилась усадьба купцов Зворыкиных. В Муроме фамилия Зворыкиных была одной из самых распространенных. Чтобы отличать одних Зворыкиных от других, семейным кланам давали прозвища. Так, например, были Зворыкины-Подгорные, Зворыкины-Якори, Зворыкины-Ткачи, Зворыкины-Железные. Зворыкины, о которых пойдет речь, назывались Козоморовы. Откуда пошло такое прозвище – неизвестно. Усадьба состояла из большого каменного жилого дома, двух флигелей, конюшни, каменной палатки и разных деревянных хозяйственных строений. Большой двор был замкнут со всех четырех сторон. По склону оврага
Церковь впервые упомянута в источниках второй половины XVI века: «В Муроме на посаде за городом государя и царя и великого князя двор против Николы Мокрого…». В XVI веке храм имел два придела: мученика Феодора Стратилата и святых Косьмы и Дамиана. Рядом стояла деревянная церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Упоминание о Николо-Набережной церкви содержится и в Писцовой книге г. Мурома 1636/1837 гг., где церкви названы «строением государевым». В 1700 году началось строительство каменного Никольского храма.
Древний, былинный город Муром начинается с огромного валуна, расположившегося под тремя соснами. Словно выросший из земли Былинный камень — достопримечательность Мурома, встречающая гостей города, приезжающих с владимирской стороны. Памятник был выполнен по проекту архитектора г. Мурома Н. А. Беспалова скульптором С. Н. Николаевым в 1967 году. На камне высечены лицо Ильи Муромца и цитата из «Повести временных лет» о первом упоминании о Муроме.
Возникновение Воскресенского девичьего монастыря местная муромская легенда относит к XIII веку и связывает с именами святых муромских князей Петра и Февронии, живших якобы здесь и благословивших своим посещением холм, на котором позднее и возникла обитель. Одно из ранних достоверных сведений о Воскресенской церкви относится к 1566 году. В 1616 году поляки Лисовского убили здесь священника Иоанна. Но первое её описание находится в описи 1637 года. Она была деревянной, на подклете, имела три шатра, которые венчали
В честь 26-й победной годовщины, отмечаемой в 1971 году, в городе воинской славы Муром был установлен памятник знаменитому бронепоезду «Илья Муромец». В мемориальный комплекс входят: бронепаровоз бронепоезда «Илья Муромец», монумент «Боевой путь», мемориальная доска с фамилиями погибших солдат бронепоезда. На борту паровоза — памятная табличка с фамилиями членов паровозных бригад. На личном счету «Ильи Муромца» числятся 15 самолётов, 14 батарей и отдельных орудий, 36 огневых точек, а также немецкий бронепоезд «Адольф Гитлер».
Летом 1863 г. по проекту инженера-подполковника Егора Ивановича Ержемского в центре Мурома по инициативе и на средства городского головы А.В. Ермакова возводится водонапорная башня. Она соединялась трубами с водокачкой, стоявшей на берегу Оки. В городских кварталах были сооружены водоразборные будки, служившие для сбора воды. Первоначально насчитывалось восемь таких фонтанов. На рубеже XIX — нач. ХХ вв. был построен девятый фонтан – на углу Касимовской и Фабричной (ул. Л.Толстого и Красногвардейская). В 1914 г. было запланировано
Козьмодемьянская церковь
Вот уже пятый век на крутом берегу Оки стоит скромная приземистая церковь Космы и Дамиана, спрятанная в зарослях ивы. Это старейшая каменная постройка древнего Мурома. Пожалуй, ни один храм в городе не окутан таким количеством легенд и преданий, как этот. По одной из версий, святыня построена на том месте, где в 1552 году находился царский шатёр, из которого Иван Грозный наблюдал за переправой своих войск через Оку во время Казанского похода. Дул сильный ветер, и